В России стартует Культурный марафон, посвящённый моде и технологиям В этом году Культурный марафон состоится в четвёртый раз и будет посвящён истории моды и роли технологий в её развитии.

Эксперты приготовили для школьников, их родителей и педагогов интерактивные тесты,
творческие конкурсы и возможность поучаствовать в научном проекте.
Марафон пройдёт онлайн с 31 октября по 9 декабря 2022 года.
Организатор марафона — Яндекс при поддержке Министерства культуры
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации.
Участники познакомятся с историей моды и с тем, как в ней отражаются
культурные традиции и особенности регионов. Школьники смогут попробовать
себя в роли стилистов и собрать актуальные образы на основе семейных архивов,
а также узнают, например, какой цвет вошёл в моду после освоения космоса, как
появление фиолетовой одежды связано с химией, что такое кика рогатая и как
изобретение пластиковой бутылки изменило моду.
Важная часть марафона — исследовательский проект по сбору уникального
датасета архивных праздничных образов жителей России. Это будет самая
большая коллекция снимков с изображением нарядной одежды, которая была
популярна в России в разное время.
«Тематика культурного марафона в этом году чрезвычайно интересна. Мода —
действительно важная часть культуры, которая как живопись или музыка может
многое рассказать об обществе и времени. История моды — это составляющая
всего развития человеческой цивилизации, которая очень красочно
характеризует каждую отдельно взятую эпоху. Всероссийский проект
познакомит участников с эволюцией моды, расскажет о ее роли в развитии
культуры и наоборот — о влиянии культуры на моду», — отмечает заместитель
Министра культуры Российской Федерации Надежда Преподобная.
«В своей работе мы поддерживаем проекты, направленные на изучение культуры
и традиций нашей страны. Наряды, украшения и предметы декоративноприкладного искусства могут рассказать современному поколению историю
жизни различных этносов, познакомить с традициями наших предков, дать
понимание, как видоизменялась мода от региона к региону. Благодаря
Культурному марафону ребята не только исследуют эволюцию бытовых и
праздничных образов жителей России, но также приобретут полезные
практические навыки, связанные с обработкой больших объёмов данных», —
отметил первый заместитель министра просвещения Российской Федерации
Александр Бугаев.
Присоединиться к проекту могут все желающие — преподаватели, школьники
всех возрастов и их родители. По итогам марафона участники смогут выиграть
призы, а самые активные получат приглашение на вечеринку в метавселенной
Академии Яндекса. Подробнее о Культурном марафоне читайте по ссылке:
https://education.vandex.ru/culture/
Куратором проекта стала Людмила Алябьева, шеф-редактор журнала «Теория
моды: одежда, тело, культура» и академический директор Аспирантской школы
по искусству и дизайну НИУ ВШЭ.
«За изменениями в повседневной или праздничной одежде стоят и вековые
традиции, и технологические прорывы, и культурные переломы в обществе.
Мода — это наглядное и доступное для восприятия отражение истории и
культуры. В моде культурное наследие тесно переплетено с технологическими
новшествами и личным творчеством, — поясняет Светлана Бочавер, директор по
продукту в Академии Яндекса. — Мы решили сделать с детьми
исследовательский проект и подарить научному сообществу масштабный
датасет — набор сведений о том, какую одежду носят в разных регионах России.
Он поможет историкам, культурологам и антропологам в их исследованиях, а
школьники не только познакомятся с культурными традициями и историей
страны через моду, но и попробуют себя в краудсорсинге и научатся применять
современные методы работы с данными».
Справка
Первый Культурный марафон прошёл в 2019 году и был посвящён миру
современной культуры. В 2020 и 2021 году темами стали культура народов
России и кинематограф. С каждым годом количество участников растёт: к
прошлогоднему Культурному марафону присоединился 1 миллион учеников и 50
тысяч преподавателей.
31 октября